Рубрика: Тезаурус                Один комментарий

Трансмиссия

Трансмиссия (от латинского transmissio — передача, переход) — это устройство или система для передачи вращения от двигателя к рабочим машинам (станкам, мельницам, дробилкам и др.). Трансмиссией называют также всю совокупность передач в тракторах, автомобилях и других самоходных машинах.

Трансмиссия автомобиля (силовая передача) передаёт вращающий моментВращающий момент — мера внешнего воздействия, изменяющего угловую скорость вращающегося тела.
Вращающий момент равен алгебраической сумме моментов всех действующих на вращающееся тело сил относительно оси вращения. Вращающий момент связан с угловым ускорением тела ? равенством Мвр = I?, где I — момент инерции тела относительно оси вращения.
от двигателя к движителю автомобиля (колёсам, гусеницамГусеница —  замкнутая сплошная лента или цепь из шарнирно-соединённых звеньев, применяемая в гусеничном ходу. На внутренней поверхности гусеницы имеются впадины или выступы, с которыми взаимодействуют ведущие колёса машины. Внешняя поверхность гусеницы снабжена выступами (шпорами), которые обеспечивают сцепление с грунтом.
Гусеницы могут быть металлическими, резино-металлическими и резиновыми. Наибольшее распространение получили металлические гусеницы с разборными или неразборными звеньями. Для повышения износостойкости и срока службы гусениц их звенья, а также соединительные элементы (пальцы, втулки) изготовляют из специальной высокомарганцовистой стали и подвергают термической обработке.
и др.). Трансмиссия может быть: механической, электромеханической и гидромеханической. Наиболее распространена механическая трансмиссия (рис. 1), которая обычно состоит из сцепления — муфтыМуфта (от немецкого Muffe или голландского mouwtje) — в технике, устройства для постоянного или временного соединения валов, труб.
Различают муфты соединительные, которые в зависимости от выполняемой функции обеспечивают прочность соединения, герметичность, защищают от коррозии и т. п., и муфты приводов машин и механизмов, которые передают вращательное движение и вращающий момент с одного вала на другой вал, обычно соосно расположенный с первым, или с вала на свободно сидящую на нём деталь (шкив, зубчатое колесо и т. п.) без изменения вращающего момента.
, дающей возможность кратковременно разъединить и плавно соединить двигатель и последующие механизмы трансмиссии; коробки передач — шестерённого ступенчатого редуктораРедуктор (от латинского reductor — отводящий назад, приводящий обратно) — механизм, входящий в приводы машин и служащий для снижения угловых скоростей ведомого вала с целью повышения крутящих моментов.
В редукторах применяют зубчатые передачи, цепные передачи, червячные передачи, а также используют их в различных сочетаниях — червячные и зубчатые, цепные и зубчатые и т. п. Существуют комбинированные приводы, в которых редукторы компонуют с вариатором. Редукторы используют в транспортных, грузоподъёмных, обрабатывающих и др. машинах.
, позволяющего изменять в широких пределах вращающий момент на ведущих колёсах (тяговую силу) и осуществлять задний ход; карданной передачи — валов с шарнирамиШарнир (немецкое Scharnier, от француского charniere, от латинского cardo — дверная петля) — подвижное соединение двух тел, при котором их относительное движение есть вращение вокруг оси (цилиндрический шарнир) или вокруг точки (шаровой шарнир).
Цилиндрический шарнир в механизмах называется вращательной кинематической парой и выполняется в виде цапфы, вращающейся в подшипнике скольжения или качения. Шаровой шарнир в механизмах называется сферической кинематической парой и выполняется в виде шара, входящего в шаровую выточку, или в виде сферического подшипника качения.
, передающих вращающий момент от коробки передач к главной передаче при изменяющихся углах между их валами; главной передачи — шестерённого редуктора, постоянно повышающего вращающий момент, передаваемый от коробки передач к ведущим колёсам; дифференциалаДифференциал — дифференциальный механизм в приводе ведущих колёс автомобиля, трактора или других транспортных машин. Дифференциал обеспечивает вращение ведущих колёс с разными относительными скоростями при прохождении кривых участков пути. — механизма, распределяющего вращающий момент от главной передачи между ведущими колёсами, благодаря чему они вращаются на поворотах и неровностях дорогиДороги — общее наименование всех разновидностей наземных путей сообщения, предназначенных для передвижения людей, транспорта и грузов. с разными угловыми скоростями; полуосей, передающих вращающий момент на ведущие колёса.

Рис. 1. Механическая трансмиссия

Главные передачи, выполняемые ранее в виде пары конических шестерён с прямыми зубьями (у грузовых автомобилей в виде двух пар — цилиндрической и конической), делают со спиральными зубьями или с гипоидным зацеплением. При поперечном расположении двигателя главные передачи выполняются в виде цилиндрических передач. На некоторых автомобилях высокой проходимости или большой грузоподъёмности применяют разнесённые главные передачи в виде центрального конического редуктора и бортовых (колёсных) редукторов (пары цилиндрических шестерён с наружным или внутренним зацеплением, планетарного редуктора).

Наиболее перспективны бесступенчатые передачи, которые значительно облегчают управление, улучшают комфортабельность езды и проходимость автомобиля. Эти передачи часто называют автоматическими трансмиссиями, поскольку в них передаточное число изменяется автоматически с помощью аппаратуры автоматического управления коробкой передач или совместного действия трансформатора момента и аппаратуры автоматического управления.

Рис. 2. Автоматическая трансмиссия

Широко распространены гидромеханические (гидротрансформатор и ступенчатая механическая коробка передач), гидрообъёмные (гидронасос и гидромоторы) и электромеханические (генератор, электродвигатели и механические редукторы) трансмиссии. Гидромеханическую передачу чаще всего применяют для легковых автомобилях высокого класса и больших городских автобусов, электромеханические — для особо тяжёлых грузовых автомобилей.


Обсуждение: Один комментарий
  1. Ирина:

    Трансмиссия, как и любой другой узел в автомобиле, требует соблюдения определенных норм эксплуатации. Если не хотите столкнуться с его заменой раньше времени, следуйте нескольким простым советам.

    1. Не буксуйте.
    От излишней пробуксовки есть риск быстро перегреть коробку, тем более, что не все даже самые современные агрегаты обладают доведенной до идеала системой теплоотвода. Полностью трансмиссия не умрет, но фрикционы, передающие тягу на колеса, погорят. Хорошие мастера смогут ее отремонтировать, но чаще всего (у «официалов»), вас вынудят раскошелиться на полную замену узла.

    2. Не садитесь на брюхо.
    Если вы сели на днище и, зря буксуя, пытаетесь вырваться из плена — не рассчитывайте на защиту картера, который вряд ли убережет от повреждений саму трансмиссию. В случае интенсивного раскачивания по земле или при наскоке на бархан – поддон масляного картера КП не спасет. Во-первых, существует опасность перегрева, когда трансмиссионное масло под углом не сможет попасть в заборный клапан насоса и он начнет работать «в сухую», а во-вторых, можно и вовсе пробить защиту, это чревато полной потерей жидкости. Как следствие – сгоревшие фрикционы и появление металлической стружки в гидроблоке.

    3. Не цепляйтесь и не цепляйте на буксир.
    Шестерни автоматической коробки требуют постоянной смазки, то есть ухватиться за фаркоп соседа можно только с включенным мотором, заставляющим работать масляный насос. Во избежание перегрева автопроизводители (некоторые не разрешают совершать данную процедуру в принципе) рекомендуют ехать со скоростью не более 25-30 км/ч. Если это возможно, надо погрузить машину на эвакуатор. Так вы гарантированно обезопасите коробку передач от износа, а себя – от лишних трат. Не желательно буксировать и других, особенно тех, кто проигрывает вам в массе. Резкие рывки провоцируют динамические нагрузки на КП, в результате она может перегреться и встать в аварийный режим.

    4. Не пренебрегайте заменой масла.
    Рекомендации по замене ATF могут быть приблизительными, потому разные автопроизводители упоминают о разных сроках, а сервисные центры порой устанавливают свои собственные, поэтому, опираясь на средний показатель, смазку лучше менять не реже, чем каждые 60 000 км пробега. Не лишним по сезону проверять стыковочный узел коробки с двигателем на предмет утечки. Прежде, чем тронуться на недоведенном до рабочей температуры автомобиле, переключать режимы трансмиссии следует плавно, с интервалом 1-2 секунды.

    Также на снижение ресурса АКП влияют и другие очевидные факторы. Например, динамичная манера вождения, эксплуатация автомобиля в условиях резких перепадов температур, регулярная езда по бездорожью, а также перевозка сверхтяжелых грузов и даже деятельность системы Start-Stop в «пробках». Последнюю при толкании в заторах лучше отключать.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*