28 мая 2011

Развитие автомобильной промышленности в СССР

Рубрика: Введение

Современный автомобильАвтомобиль (от авто… и латинского mobilis — подвижной, легко двигающийся) — транспортная безрельсовая машина главным образом на колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания, электрическим или паровым). является результатом большой творческой работы многих людей из самых разных стран мира.

Первым шагом в развитии механического транспортаТранспорт (от латинского transporto — перемещаю) — отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.
Различают наземный, водный и воздушный транспорт. Наземные виды: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный; водные — морской и речной; воздушные — авиационный.
Транспорт подразделяется на транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и населения, транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и др.), а также транспорт личного пользования. Делится также на пассажирский и грузовой.
явилась «самобеглая коляска», построенная в 1751-1752 годах крестьянином Нижегородской губернии Леонтием Шамшуренковым.

В 1784-1791 годах знаменитый русский механик Иван Петрович Кулибин усовершенствовал такую коляску. В его «самокатке» впервые был применен ряд механизмов и деталей, получивших в дальнейшем широкое использование в конструкции автомобиля. Кулибин впервые применил маховик для более равномерного движения коляски, несколько передач — прообраз современной коробки передачКоробка передач — механизм для ступенчатого изменения передаточного числа, т. е. скорости вращения или величины подачи. Коробка передач состоит из переключаемых зубчатых передач, размещенных в отдельном корпусе (коробке) или в общем корпусе с другими механизмами., шестеренчатую передачу между взаимно пересекающимися валами, расчлененную ось, тормоза и подшипникиПодшипник — опора вала или оси, фиксирующая положение вращающейся или качающейся части механизма по отношению к другим его частям.
По направлению воспринимаемых нагрузок подшипники разделяют на радиальные (для восприятия нагрузок, перпендикулярных к оси вала), упорные (для восприятия нагрузок, направленных по оси вала), а также радиально-упорные (для восприятия комбинированных, преимущественно радиальных нагрузок; реже применяют упорно-радиальные подшипники — преимущественно для восприятия осевых нагрузок). По виду трения различают подшипники качения (получили наибольшее распространение) и подшипники скольжения.
скольжения. Таким образом, были созданы предпосылки для появления автомобиля. Однако появлению автомобиля препятствовало отсутствие механического двигателя.

На первых автомобилях устанавливались в качестве двигателя паровые машиныПаровая машина — поршневой первичный двигатель, предназначенный для преобразования потенциальной тепловой энергии (давления) водяного пара в механическую работу., так как другие источники механической энергии еще не были известны.

Первую паровую машину непрерывного действия изобрел и построил выдающийся русский механик Иван Иванович Ползунов. Проект этой машины был закончен Ползуновым в 1763 году, т. е. за 6 лет до того, как паровая машина была построена английским изобретателем Джеймсом Уаттом, которому незаслуженно приписывают изобретение такой паровой машины. До изобретения Ползунова паровые машины использовались только как насосы для подъема воды, не будучи в состоянии приводить в действие механизмы.

Первый в мире бензиновыйБензин (французское benzine) — смесь углеводородов различного строения, бесцветная жидкость с пределами кипения 33 — 205°С. Температура замерзания бензина ниже — 60°С, температура вспышки ниже 0°С, плотность 700 — 780 кг/м3 (0,70 — 0,78 г/см3). двигатель внутреннего сгоранияДвигатель внутреннего сгорания — тепловой двигатель, в котором химическая энергия топлива, сгорающего в рабочей полости, преобразуется в механическую работу. был построен в России в 1879-1884 годах, до того как подобный проект был разработан немецким инженером Готлибом Даймлером, до последнего времени незаслуженно считавшимся изобретателем бензинового двигателя.

Двигатель, построенный в России, имел восемь цилиндров (двигатель Даймлера был одноцилиндровым), карбюраторы, систему зажигания от электрической искры и другие приборы, используемые в современных автомобилях. Этот двигатель полностью сохранился (за исключением карбюраторов и некоторых мелких деталей) и находится сейчас в Москве, в Центральном доме авиации и ПВО имени Михаила Васильевича Фрунзе.

Однако, несмотря на выдающиеся изобретения, царская Россия вследствие общей технико-экономической отсталости и зависимости от иностранного капитала не создала автомобильной промышленности. В 1910 году было начато производство легковых автомобилейЛегковой автомобиль — автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 человек (включая водителя). Наибольшее распространение получили 4-5-местные легковые автомобили с закрытыми кузовами. на Русско-Балтийском заводе в г. Риге, но в 1916 году выпуск был прекращен, причем за весь период было изготовлено только 450 автомобилей. Попытки частных предпринимателей в Орле и Петербурге наладить в 1909 году выпуск автомобилей не заслуживают внимания, так как ими было выпущено всего 15 автомобилей.

Таким образом, автомобильную промышленность пришлось создавать после Октябрьской резолюции.

Первые автомобили советского производства были выпущены в 1924 году (АМО-Ф-15) и в 1925 году (Я-3). Производство этих автомобилей было весьма небольшим по количеству и не могло удовлетворить потребности в автомобилях бурно развивавшегося народного хозяйства Советского Союза. В 1929 году по инициативе Иосифа Виссарионовича Сталина было принято правительственное решение о постройке автомобильных заводов: в Горьком производительностью 100 000 автомобилей в год (полуторатонных и легковых) и в Москве производительностью 25 000 автомобилей в год (грузоподъемностью 2,5-3 т). Это решение положило начало автомобилизации Советского Союза.

В результате успешного строительства автомобильных заводов и быстрого освоения технологии массового производства автомобильные заводы Советского Союза в 1932 году выпустили более 25 000 автомобилей. В докладе на Объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) в январе 1933 года Иосиф Сталин, подводя итоги первой пятилетки, сказал: «У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь».

В 1937 году уже было выпущено более 200 000 автомобилей, и по выпуску грузовых автомобилейГрузовой автомобиль — характеризуется грузоподъёмностью, типом кузова, колёсной формулой и компоновкой (расположением кабины по отношению к передней оси). Вместе с грузоподъёмностью указывают возможный полный вес (силу тяжести) буксируемого прицепа. СССР вышел на второе место в мире и на первое место в Европе, обогнав Англию, Францию и Германию.

По вопросу развития автомобильной промышленности в Законе о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства (1946-1950 гг.) сказано: «Довести выпуск автомобилей в 1950 году до 500 тысяч штук».

В директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951 — 1955 гг. предусматривался рост выпуска автомобилей в 1955 году по сравнению с 1950 годом на 20%. При этом значительно увеличивался выпуск дизельных большегрузных, а также газогенераторныхГазогенератор (от газ и латинского generator — производитель) — аппарат для газификации топлива, а также для получения газа с температурой 500-1200 °К из жидкого ракетного топлива или его компонентов (рабочего тела для привода турбонасосного агрегата и наддува топливных баков ракеты). автомобилей.

В следующей пятилетке предусматривалось увеличение автомобильных перевозок к 1955 году на 80-85% по сравнению с 1950 годом.

В директивах XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану поставили задачу «Повысить удельный вес автомобильного транспорта общего пользования в перевозках грузовгруз — товар, предметы, принимаемые для перевозки, направляемые получателю. и пассажировПассажир — тот, кто совершает поездку в транспортном средстве. Завершить укрупнение автомобильных хозяйств ведомственного значения. Улучшить использование автомобилей и значительно снизить себестоимость перевозок. Расширить сеть авторемонтных предприятий и станций технического обслуживания автомобилей. Увеличить за пятилетие протяжение постоянно действующих междугородных автобусных линий, примерно, вдвое». (Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 годы, стр. 24.)

Советским правительством были приняты все меры для широкого развития автомобильного транспорта. Кроме постройки новых и расширения старых заводов, были организованы научно-исследовательские институты, разрабатывающие специальные вопросы теории и практики автомобильно-дорожного дела.

Заводские коллективы, работая совместно с научно-исследовательскими институтами, используя достижения автомобильной техники и опыт ее эксплуатации, создали новые модели отечественных автомобилей, которые по эксплуатационным и конструктивным показателям превосходили иностранные автомобили.

Одним из ярких доказательств высокого технического уровня и достижений нашей автомобильной промышленности являлся также переход Московского автомобильного завода имени И. В. Сталина на массовое производство новой модели автомобиля без прекращения выпуска продукции. Перевод на производство новой модели без остановки завода был осуществлен впервые в истории автомобилестроения.


Понравилась статья?. Поделитесь с друзьями!

Оставить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных.